Как промышляли херсонские мошенники в начале прошлого века
Многие херсонцы не раз находили в своих почтовых ящиках конверты с красочными буклетами и уведомлениями о выигрыше огромных денежных сумм, автомобилей и прочих ценных призов. Правда, чтобы их получить, нужно было купить товар из каталога. Ниже мы расскажем, как в дореволюционном Херсоне проворачивали подобные аферы
С виду только кажется, что мошенники изобретают всё новые и новые виды «заработка». На самом же деле ещё в прошлом веке получили широкое распространение различные денежно-призовые аферы.
В начале ХХ века на юге Российской империи появилась одна из первых денежных пирамид. В сентябре 1901 года в херсонских газетах встречались объявления вроде: «Купив купон фирмы “Deutsche uhren versand-gesellshuft. Muller & C0” всего за 3 рубля 50 копеек, вы станете обладателем золотых часов». Сейчас у нашего не единожды одураченного народа такое объявление вы-звало бы только улыбку. Но в те далёкие годы многие херсонцы купились на уловку. Чуть позже в местах наибольшего скопления народа появились люди, предлагающие прохожим приобрести красочные купоны названной фирмы, на которых был напечатан похожий текст на немецком и русском языках.
Вот что писали об этом в одной из херсонских газет: «Сущность аферы ловкой кампании, на удочку которой попалась не одна жертва, заключалась в том, что она в лице легковерных обывателей ищет себе энергичных агентов и приспешников для своего обогащения».
Другими словами – человеку предлагали купить купон за 3 рубля 50 копеек и отослать его компании, приложив к нему еще 14 рублей. Взамен по почте он получал конверт, но не с золотыми часами, а с еще четырьмя купонами! Эти купоны надо было продать (раздать) знакомым, а те в свою очередь тоже должны были послать купон с прилагающейся к нему суммой в 14 рублей…И так до бесконечности. Правда, после реализации заказчиком всех высланных ему купонов компания обещала подарить часы. Конечно, часов никто так и не увидел. Тем не менее такая простая и даже примитивная афера приносила большие деньги. Нехитрые подсчеты это подтверждают: только с одного купона немецкая компания могла иметь около 70 рублей прибыли. Даже если предположить, что кто-то из цепочки не сможет найти «клиента», заработок компании он уже обеспечил.
Конечно, внимательный читатель сразу отметит: «Да это же обычная пирамида. Мы на такие в начале 1990-х насмотрелись!» И будет прав, ведь ситуация в чём-то схожая. Как и в конце ХХ века, в его начале большим авторитетом пользовались средства массовой информации. Именно на этом и сыграли мошенники.
Число жертв обмана росло в геометрической прогрессии, но в самый разгар «золотой лихорадки» в дело вмешалась власть. Херсонская газета «Югъ» приводила пример того, как один любитель дешевых золотых часов с легкостью получил перспективу быть привлеченным к уголовной ответственности. Некий А. Алексеев предстал перед судом по обвинению в том, что 21 декабря 1901 года на Привозе в Херсоне был задержан при продаже купонов берлинской конторы. На вопросы судьи, где он их взял, подсудимый ответил, что приобрел на том же месте месяцем раньше у неизвестного и успел уже получить свои четыре купона, которые и реализовывал. Себя виновным не признал и заявил, что сам пострадал от аферистов и потерял свои сбережения. Несмотря ни на что, Алексеев был приговорен за мошенничество к трем суткам заключения и штрафу в 15 рублей.
К марту 1901 года Херсон наводнили купоны «дядюшки Мюллера». Лавры «золотых дел мастеров» не давали покоя и отечественным дельцам. Один из них – Ф. Розен из Петербурга – даже начал усиленно конкурировать с немецкой конторой, продавая свои купоны по 2 рубля. И пока херсонцы, попавшие в сети немецких и отечественных аферистов, удивлялись, как дельцам удалось получить разрешение на такой «серый» вид деятельности, по Херсону прошел слух, что нашелся и в нашем городе предприниматель, добива-ющийся в городской управе разрешения на купонные операции. Версии о том, кто бы это мог быть, вы-двигали и журналисты в своих заметках, и торговки на Привозе. Однако так и неизвестно, кто же хотел открыть подобный бизнес в Херсоне – предпринимателю по весьма понятным причинам отказали.
Факты пресечения полицией деятельности новоявленных аферистов были во всех крупных городах империи. Но примерно к 1904 году «купонная лихорадка» прекратилась.
Новая волна афер захлестнула Российскую империю перед Первой мировой войной. В конце 1913 года в прессе начала появляться реклама солидных фирм, специализиру-ющихся на торговле предметами домашнего обихода. Адреса контор, как правило, были в Варшаве, Лодзи и других городах Польши. Читателей привлекала небывало низкая стоимость товаров – существовало несколько ценовых диапазонов: 50 копеек – 1 рубль и 1–2 рубля. Тот период был временем кооператор-ского бума – именно на этой волне и «всплыли» такие фирмы. Когда бум дошёл до Херсона и люди стали пользоваться услугами польских кооператоров, оказалось, что, заплатив 2 рубля (довольно значительная сумма на то время), клиент получал хлам ценой 30–50 копеек. Закономерно, что вскоре интерес к таким товарам у потребителей пропал, а потому дела польских кооператоров пошли на убыль.
И тут во второй раз «всплыли» купоны. Правда, с немного другой идеей. Сущность новой «купонной эпопеи» была следующей: человеку предлагали купить билет-купон достоинством 1 рубль таинственной фирмы, которая скрывалась за номером почтового ящика (как правило, под тем же номером, что и ящик торговцев ширпотребом). После этого рекомендовали купить еще от 10 до 25 билетов и продавать их своим знакомым. А потом ему обещали прислать товар ценой около 20 рублей. Понятно, что ни первичный распространитель, ни последующие не получали ничего. Однако за то время, пока билеты распространяли, фирмы успевали заработать неплохие барыши при минимальных капиталовложениях. На Херсонщине новая афера нашла своих жертв среди крестьян, рабочих и мелких торговцев. «Население губернии окончательно сбилось с толку в погоне за премией. Крестьяне продают последний свой скарб в целях приобретения билетов», – писала газета «ЮГъ».
Вслед за билетным бумом в полицию пошел поток жалоб от неудачливых кооператоров на удачливых фирмачей. В январе 1914 года Министерство внутренних дел вынуждено было выступить с ограничительными мерами против подобного вида деятельности. Но тогда, как это случается и сейчас, аферисты молниеносно оценили ситуацию и поменяли своё «место работы». Полиции так и не удалось арестовать кого-то из мошенников.
Автор; Сергей Никитенко