Какие тайны скрывает Каланчак
Десятки километров пляжей вдоль щедро прогретых солнцем мелей Каркинитского и Джарылгачского заливов, целебные грязи, источники минеральных вод, живописные села с неповторимой богатой историей — вот что такое Каланчакское Приморье.
Дорога на Каланчак лежит через село Виноградово Цюрупинского района (до 1946 года именовалось Чалбасами). Его история тесно связана с одним из последних актов борьбы украинских казаков за свои сословные права — Турбаевским восстанием 1789 года.
История его драматична. В 17б4 году было ликвидировано гетманство, а через 17 лет и полково-сотенное устройство Левобережной Украины. Шло постепенное закрепощение не только крестьян-посполитых, но и природных казаков. Помещики Базилевские, завладевшие селом Турбаи Миргородского полка на Полтавщине, в духе печальных перемен пытались установить там новые порядки.
Это и вызвало восстание, окончившееся убийством владельцев и восстановлением в селе атаманского правления. В июне 1793 года выступление было подавлено, а казаки переселены в Таврию и переведены в разряд государственных крестьян. Именно они и основали на месте одноименного ногайского аула село Чалбасы.
Выгодное месторасположение на торговом тракте, по которому транспортировалась из Крыма соль, привело к быстрому разрастанию села. В 10-х годах XX века на его центральной площади вырос храм Святого Николая Чудотворца, возведенный в византийско-романском стиле. Аналогичный памятник зодчества — церковь Св. Архистратига Михаила, ныне освященная во имя Иконы Казанской Богородицы, сохранилась в соседней Тарасовке.
Районный центр Каланчак также знаменит своей богатой историей. Когда-то через почти пересохшую ныне речку Каланчак проходил каменный мост, сооружение которого историки XVIII—XIX веков приписывали персидскому царю Дарию I, побывавшему в этих краях во время похода на скифов. В XVI—XVI11 веках у Каменного моста произошло несколько знаменитых сражений между казаками и татарами. В 1575 году гетман Богдан Ружинский во время похода на Перекоп разбил здесь орду крымского хана Девлет-Гирея I. В1663 году кошевой атаман Иван Сирко, имея лишь 90 запорожцев, 30 донцов и 50 калмыков, наголову разгромил у Каланчака тысячный отряд татар мурзы Карач-бея. В 1736 году здесь вновь произошла битва казаков с ордынцами.
В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов у Каменного моста было возведено одноименное земляное укрепление — ретраншемент. А в 1794 году сюда прибыли 17 семей турбаевских повстанцев, основавших казенное село Каланчак, ставшее впоследствии волостным центром Днепровского уезда Таврической губернии. Те далекие события увековечены в монументе казакам-турбаевцам, установленном в центре села.
Из памятников старины, сохранившихся в Каланчаке, интересно здание земской школы, построенное в начале XX века с применением архитектурных традиций ренессанса и барокко. Ныне в его стенах расположено стоматологическое отделение районной больницы. Рекомендуем также посетить самодеятельную художественную галерею народного мастера-казака Василия Криворучко.
Неподалеку от Каланчака, в селе Приволье, сохранился интересный памятник периода переселения черноморских казаков на Кубань. Не всем было суждено дойти до новых земель — путь отмечен множеством могил. На кургане близ села возвышается каменный крест с надписью: «ИНЦИ 1794 староста церкви вожак Данило Вовк». Рядом — обломок другого креста. Лет 30 назад при рытье могилы на кладбище крестьяне обнаружили гроб с телом казака, облаченного в традиционную запорожскую одежду. На левом плече черкески был эполет с вензелем Екатерины II. По старому сечевому обычаю покойного сопровождала в лучший мир баклажка с горилкой… Ныне за каменным крестом ухаживают казаки Каланчакского куреня.
В современной историографии татары обычно предстают в «черном свете», благодаря создававшемуся веками «образу врага». Приятным исключением являются разве что свидетельства французского офицера Пьера Шевалье, служившего в середине XVII века секретарем французского посольства в Польше.
«Перекопские татары, — пишет он, — преимущественно среднего роста, крепкие и ширококостные; у них короткая шея, широкое лицо, маленькие, но очень черные и очень выразительные глаза, смуглая кожа и другие характерные черты, по которым их можно легко распознать среди других людей. К тому же, они закалены для любой работы и тягот…».
«Что до их нравов, то невозможно представить себе менее порочных, ибо кроме того, что татары… умеренны, они чрезвычайно искренны и верны. Среди них совсем нет мошенников и клеветников, нет несправедливости и насилия — одним словом, живут они в большой дружбе и полном согласии, не считая преступлением… грабеж христианских стран, ибо в их понятии христиане — подлецы и мерзавцы. В Польше часто можно видеть достойные удивления образцы верности пленных татар: они всегда возвращаются в назначенный день, если отпущены под честное слово в их страну, чтобы попробовать там получить свободу обменом с польскими пленными. Они исполняют это аккуратно, или возвращаются в свой плен, не просрочив ни минуты. Я видел польских шляхтичей, которые охотней доверяли ключи от хранилищ с деньгами или ценными вещами молодым татарам, которые были у них на службе, чем кому-либо другому из своего дома».
Перед нами Хорлы — приморское село Каланчакского района на берегу Каркинитского залива. Сохранились базы отдыха, но побережье не благоустроено. Впрочем, для любителей тихого полудикого отдыха Хорлы — идеальное место, имеющее ряд интригующих особенностей.
Первой является географическая: уж очень сильно по очертаниям небольшой полуостров Хорлы напоминает Крымский. Попасть на полуостров можно по узкой отмели-перешейку «Перекопскому», шириной едва превышающей саму дорожную насыпь. Сам полуостров (2 на 3 километра и 8 километров по периметру) можно запросто обойти в течение дня. Есть и «Керченский полуостров» в виде Устричных островов к востоку, протянувшихся на полтора километра. Хорловский порт, таким образом, находится в районе «Судака», пляжи — «Севастополя — Ялты», еще одно примечательное место — кладбище — на полуострове «Тархан-кут». Второй особенностью являются сохранившиеся архитектурные сооружения — памятники хозяйственного назначения, связанные с удивительной историей этого населенного пункта.
Хорлы были основаны в 1897 году Софьей Богдановной Фальц-Фейн — представительницей широко известного богатого немецкого рода, владевшего громадными земельными наделами на Херсонщине. Их огромные земельные наделы имели неширокую полосу причерноморского побережья, на которой Софья Богдановна решила устроить морской порт для беспосреднического и контролируемого сбыта своей сельскохозяйственной продукции в зарубежные страны. Устройство порта имело определенный риск, так как побережье здесь мало исследовано и берег невысок. Однако дело было организовано умело. Предварительно проведены замеры глубин, углублен фарватер, сооружены молы и стенки набережных, построены корабельные доки, мастерские, большие склады, хлебный элеватор, конторы и даже завод по переработке устриц (его торговой маркой была рыбка на велосипеде).
Он-то и дал название Устричным островам. В 1898 году была построена телеграфная линия Хорлы-Перекоп, открыта почта и метеостанция. Вместе с тем город благоустраивался: появилось несколько парков, в одном из которых работал иллюзион, бальный зал, открывались рестораны. Одним парком со стороны «Азовского побережья» или «Арабата» можно полюбоваться в детском доме отдыха на северо-восточной окраине села. В 1902 году Софья Богдановна открыла школу, основала свое пароходство, которое обзавелось собственными грузовыми и пассажирскими судами и несколькими буксирами (один из которых назван «Лидия» по имени дочери Софьи Богдановны). Самый комфортабельный пароход «София» ходил по линии Хорлы-Одесса, Хорлы-Севастополь.
В 1903 году, когда в Хорлы пришло 6 торговых судов из разных портов, этот населенный пункт получил статус порта и официальное наименование «Порт Хорлы». Торговые операции порта быстро расширялись. В Хорлах открылось отделение Русского для внешней торговли банка, начала действовать таможня. Журналист И. Горелик в 1911 году писал: «Этому городу и его порту предсказывают самую блестящую будущность. В истории российских городов создание такого города в десять лет — явление небывалое».
В 1914 году началось строительство железной дороги от ст. Федоровка к Хорлам. Однако это и другие начинания Софьи Богдановны были прерваны Первой мировой войной, а затем революцией и гражданской войной. В 1919 году Софья Богдановна была убита.
Накануне Первой мировой войны в Порту Хорлы проживало 1 675 человек. Несмотря на то, что в 1928 году порт был восстановлен и расширен, былого значения этот населенный пункт уже не вернул. В 1958 году Порт Хорлы был переименован в Хорлы.