Вот уже второй день Украину сотрясает скандал с задержанием известных политтехнологов и блогеров по делу о секс-скандале студентки Натальи Бурейко и полицейского Александра Варченко (мужа заместителя главы Госбюро расследований Ольги Варченко).
Наш корреспондент в четверг, 29 ноября, встретился с самой девушкой. Она заявила, что cогласилась стать участницей истории с дискредитацией Варченко всего за полторы тысячи гривен, да и те так и не получила.
В этот же день Военная прокуратура задержала подозреваемого в организации скандала– известного столичного политтехнолога Владимира Петрова. Чуть позже начался обыск в квартире журналиста и блогера Василия Крутчака (работает в команде Петрова) и у известного блогера Александра Барабошко (он же Krus). Позже Барабошко был также задержан.
"Стране" удалось получить информацию об основной версии следствия, по которой и строится фабула обвинения. Также мы узнали мнение о происходящем стороны защиты Владимира Петрова.
Петров и его команда
Как сообщили нам источники в правоохранительных органах, следствие полагает, что Владимир Петров создал крупную пиар-структуру, которая выполняла заказы политиков, занималась незаконным сбором компрометирующей информации о гражданах и "черным пиаром".
"В целом, в группу Владимира Петрова входило около десяти человек, – пересказывает версию следствия наш источник. – Специализировалась она на осуществлении политических заказов самого разного толка. Так, аналитическое звено (всего пять человек) занималось сбором, анализом и распространением в социальных сетях компрометирующей информации. Спортивное крыло – организовывало по заказу политиков митинги и акции. А также обеспечивало явку на мероприятия проплаченных бабушек и титушек".
Как утверждают силовики, у представителей группы изъяты документы, подтверждающие незаконный сбор информации о государственных и общественных деятелях, политиках, адвокатах, журналистах, бизнесменах, сотрудниках правоохранительных органов и членов их семей. Кроме того, были обнаружены текстовые файлы с аналитическими справками о частной жизни "жертв", расшифровки их телефонных переговоров и звонков.
"Вместе с заказом против того или иного человека группа получала бюджет для покупки информации из закрытых государственных реестров и баз данных, – говорит наш источник. – В частности, у подозреваемых был доступ к АРМОРу, "Гарту", ГРВП и комплексной системе видеонаблюдения "Безопасный город", а также к трафикам телефонных соединений и прослушкам телефонных переговоров".
Сумму заказа снизили с $12 тысяч до $9500
Если верить версии правоохранителей, то заказ против семьи Ольги Варченко поступил к Петрову в середине осени. Основная задача, как утверждают в прокуратуре, – подорвать позиции Варченко в руководстве Госбюро расследований.
Изначально общий бюджет cпецоперации, по данным следствия, якобы составлял около $12 тысяч. Но, в результате торгов с заказчиком сумма была снижена до $9,5 тысячи. По задумке организаторов, группа должна была найти симпатичную девушку, которая согласилась бы предоставить логин и пароль для размещения компрометирующих Александра Варченко постов на своей страничке в "Фейсбуке".
По версии силовиков, изначально планировалось, что на покупку аккаунта уйдет $3,5 тысячи. Найти героиню будущего секс-скандала "аналитики" самостоятельно не смогли и обратились к "спортсменам". В результате сумма "распорошилась" по рукам всех участников цепочки, состоявшей из пяти-шести человек. Вероятно, что последняя тысяча долларов ушла в качестве гонорара в карман одного из "спортсменов" – Ильи. А тот попросил о помощи одного из своих "титушек" Влада и пообещал парню вознаграждение в размере $300.
Однажды в гости к Владу зашел его приятель Игорь со своей девушкой Натальей Бурейко. Во время встречи Влад попросил у Наташи данные от ее "Фейсбук"-страницы.
"Второго ноября я со своим парнем Игорем поехали к друзьям на квартиру к Вадиму и Владу, – рассказывает нам Наташа. – Мы сидели в приятной компании. Потом Влад меня спросил, есть ли у меня знакомые… Вообще, мол, надо найти девочку с активным аккаунтом на "Фейсбуке". Я подумала, что у меня таких знакомых нет. Он искал сам, но в итоге не смог найти. А потом говорит мне: "Так, может, ты?" Я сначала сомневалась, сомневалась… А потом уже, так как он никого не нашел, я говорю: "Ну хорошо, давай буду я". Cпросила: "А что с этой страничкой будет?" Он ответил: "Там опубликуют один пост. Его потом удалят. И ты снова сможешь пользоваться своей страничкой, и все будет хорошо". Думаю, ну ладно. Он сказал, что еще за это и деньги платят. Должны были полторы тысячи гривен заплатить. В конечном итоге я, конечно, денег не получила. Мы договорились, что я дам ему пароль. Шестого ноября он уже вечером мне напоминает: "Ты ж передашь пароль?" Я пишу ему пароль и говорю, чтоб проверил, правильный ли он. Говорит, что проверил и передает. Я еще раз спросила, все ли будет нормально. Он сказал, что все будет хорошо, что головой ручается".
Как только в руках группы оказался аккаунт девушки, "аналитики" приступили к работе. И уже 7 ноября на страничке Наташи появился написанный от ее имени знаменитый пост о сексуальных домогательствах со стороны Александра Варченко.
Для его подготовки, как утверждает следствие, "аналитики" завели аккаунт Натальи в сети Tinder, а затем нарисовали в дизайнерской программе переписку с Александром Варченко. Которую, собственно, от имени Натальи вскоре и выложили в ФБ. К этим скринам также было приложено фото куриных ножек и букета цветов (в качестве угрожающего намека).
"Позже члены группы признались нам, что купили коробку куриных лапок и букет по распоряжению Владимира Петрова, – утверждают силовики. – Также от имени зарегистрированных в Испании и на Ближнем Востоке ботов они размещали комментарии в ФБ. Кстати, комментарии ботов звучали так: "Я в это не верю!" или "Не может быть!" Они понимали: отрицание в липовых комментариях вызывает у людей обратную реакцию – доверие к публикации. А для того чтобы спектакль выглядел максимально достоверным, Илья поручил Владу сфотографировать Наталью Бурейко с листом бумаги в руках, на котором был указан интернет–адрес ее профиля в социальной сети. И разместил это фото на ФБ–страничке девушки".
Наши источники делают упор на то, что фейсбучный секс-скандал начался 7 ноября. Именно в этот день проходило заседание конкурсной комиссии, которая должна была рассмотреть вердикт директора ГБР Романа Трубы о проведении повторного конкурса (в частности, полиграф-тестирования) по отбору 27-ми кандидатов на руководящие должности ГБР.
Варченко с этим решением была не согласна. А 7 ноября она как раз была в статусе и.о. главы Госбюро расследований (Труба находился в отпуске) и могла запустить процесс утверждения в своих должностях победителей конкурса.
На организаторов вышли через Наталью
Далее, как утверждает следствие, Владимир Петров поручил своим подчиненным написать текст заявления от имени Натальи Бурейко об угрозах и домогательствах со стороны Александра Варченко. А также попросить девушку лично отнести документ в столичную прокуратуру и сфотографироваться на фоне здания ведомства, чтобы позже разместить это фото в ФБ.
Сама Наталья к тому времени уже заподозрила неладное, так как стала "звездой Фейсбука" – ее искали все СМИ страны. Девушка была сильно напугана, но заявление написать все-таки согласилась.
"Илья попросил Влада, чтобы я это сделала, – сказала Наталья "Стране". – Мол, тогда весь этот кошмар закончится. Я Владу поверила и выполнила его просьбу. Текст заявления в прокуратуру нам прислал Илья. Его можно было распечатать и подписать. Но я была в таком ужасе от происходящего, что плохо соображала и зачем-то написала заявление от руки".
Как утверждают правоохранители, на этом этапе в команде Петрова возник раскол. Группа, которая занималась непосредственно раскруткой скандала, опасалась, что после подачи заявления силовики точно займутся резонансным делом и их всех вычислят.
Поэтому они попытались убедить Владимира Петрова не подавать заявление в прокуратуру. Но в ответ он им якобы сказал: или возвращайте деньги, или работайте.
Тогда, по словам источников, для того чтобы как-то себя обезопасить, люди Петрова потребовали, чтобы Наталья Бурейко уничтожила свой телефон. Ведь тогда нельзя будет доказать, что посты в ФБ писала не она, а кто-то другой.
Кроме того, они удалили себя из общей группы в "Телеграме", которая называлась "Муж Вари/проработка" и создавалась специально для проведения операции против семьи Варченко.
Однако, как говорят наши источники, при помощи Натальи (которая быстро согласилась сотрудничать с правоохранительными органами, как только поняла, в какой оборот она попала) следствие смогло установить личности участников этой "спецоперации". В настоящий момент все они уже допрошены. На основании показаний этих людей и вышли на Петрова и Барабошко как на организаторов (по версии следствия) этого скандала.
Подозревают по четырем статьям
Сейчас Владимир Петров и Александр Барабошко задержаны. Подозрения им предъявлены Военной прокуратурой сразу по четырем статьям Уголовного кодекса. А именно:
– ч. 2 ст. 163 – нарушение тайны переписки в отношении государственных или общественных деятелей с использованием спецредств;
– ч. 2 ст. 182 – незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении либо в средствах массовой информации;
– ч. 2 ст. 182 – незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении либо в средствах массовой информации;
– ч. 2, ст. 383 – заведомо ложное сообщение суду, прокурору, следователю или органу дознания о совершении преступления;
– ч. 11. ст. 343 – воздействие на работника правоохранительного органа с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия незаконных решений.
Суд по избранию им меры пресечения, скорее всего, состоится уже сегодня, 30 ноября.
Прокомментировала "Стране" ситуацию и замглавы Госбюро расследований Ольга Варченко: "Как вы знаете, скандал с назначением кандидатов на руководящие должности в ГБР тянется с июля. Как раз накануне истории с Натальей Бурейко меня назначили и.о. главы ГБР. А 7 ноября в 17:30 было запланировано заседание конкурсной комиссии, где я должна была высказать свое мнение по этому кадровому вопросу. Но, видимо, это устраивало не всех. Уже в 17:36 я получила ссылку на "Фейсбук"-страничку Натальи Бурейко, и, конечно же, меня это возмутило. Как правоохранитель, я проанализировала работу Владимира Петрова. Думаю, что знаю, кто заказал ему публичную дискредитацию моей семьи. Но я считаю, что эту информацию может сообщить обществу только следствие. И не стану делать резких заявлений. Впрочем, фамилии политиков, которые пытаются установить контроль над ГБР, уже не раз звучали в СМИ. По распоряжению этих политиков какие-то люди писали на страничке моего мужа угрозы в адрес нашего ребенка. Я считаю, что такие вещи прощать и забывать нельзя – закон для всех один".
Версия подозреваемых
Сами задержанные фигуранты скандала своей вины не признают и усматривают в действиях силовиков политические мотивы.
Владимир Петров еще за день до всех событий сообщил о слежке за его домом и разместил видео на своей странице в ФБ.
И связал это с подготовкой передачи о коррупции в БПП и "Народном фронте".
"Сегодня вечером в #школакоррупции посмеемся с Яценюка, который на правах не пойми кого ездил инспектировать "Стену" своего имени со своим министром-однопартийцем, – написал Петров. – Расскажем про депутатов Паламарчука из БПП и Бухарева из БЮТ, за землей которых в Крыму следит один и тот же человек, помощник крымского Аксенова, и обсудим миллиардный фонд президента.
В качестве анонса программы – видео, снятое камерой возле моего дома. Милые, незнакомые парни интересуются, что у меня за забором. Хочу обратиться к этим парням, надеюсь читают меня: Ребята, если вы из криминала – проходите мимо, оно вам не нужно, поверьте. А если вы менты с ордером, то вам в этом доме не рады, но ждут не первый год каждый день. Охрану бить не нужно, собак не обижайте, просто постучите в калитку, я открою, и ищите, что вам там нужно искать".
Уже после задержания адвокат Петрова Ким Веремийчук заявил "Стране", что его клиент свою вину не признает и связывает уголовное преследование со своими антикоррупционными расследованиями.
"Исходя из документов, которые есть у меня на руках, это связано с делом Варченко. Как с этим делом связан Петров – неизвестно. Сам Петров связывает происходящее с его журналистской деятельностью, а именно освещением ситуации вокруг ГБР, а также с расследованием в отношении главы МВД Арсена Авакова", – сказал адвокат. – На Владимира оказывается мягкое давление. Ему предлагали сразу сознаться и рассказать какую-то правду, взамен на свободу здесь и сейчас. Он отказался, и в разговоре сказал, что к делу не имеет никакого отношения. Допрос не проводился. Провели обыск в машине, дома. К слову, сегодня провели около пяти обысков, и ни по одному из них не было получено разрешение судьи".
Другой адвокат Петрова, Юрий Иващенко, говорит, что заявления правоохранителей расходятся с тем, что говорит его подзащитный.
"То, что правоохранители анонсировали на словах, полностью расходиться с тем, что говорит Владимир Петров, – сказал "Стране" Иващенко. – Я не исключаю, что кто-то его подставил. Но судить, кто и почему, пока не готов. Вот завтра встречусь с Володей, посмотрю материалы дела и смогу делать какие то выводы. Отмечу, что следственные действия проводились с нарушением Уголовно–процессуального кодекса. И молчать об этом защита не намерена".
Аналогичную позицию занял и Василий Крутчак.
После окончания обысков он записал видео, в котором называет заказчиками дела против него народных депутатов из "Народного фронта" и Радикальной партии, обещая назвать их фамилии, когда придет время.
Ставка в игре – контроль за ГБР
Отметим, что Владимир Петров – известный в Киеве журналист и политтехнолог, который вместе со своей командой попортил нервы многим украинским политикам практически из всех лагерей.
Но не исключено, что в данном деле не он является главной целью, а те, кто, по версии следствия, "заказал" ему семью Варченко.
Как уже писала "Страна", ни для кого не секрет достаточно напряженные отношения между Варченко и Трубой. Последний был назначен на свой пост по протекции влиятельных фигур из "Народного фронта" – парламентария Сергея Пашинского и секретаря СНБО Александра Турчинова. "Уравновешивать" его были призваны заместители Александр Буряк и Ольга Варченко, при этом последней злые языки приписывают протекцию со стороны одного из влиятельных нардепов БПП – Александра Грановского.
Считалось, что бывшие прокурорские сотрудники – Труба, Варчено и Буряк – сумеют найти общий язык и направить корабль Госбюро в конструктивное русло. Но все карты спутал конкурс на замещение 27 вакансий руководителей среднего звена. А точнее, его результаты.
Летом их объявила внешняя конкурсная комиссия по отбору сотрудников, причем этому предшествовал "слив" фамилий победителей в СМИ. Согласно данным журналистов и нардепов, львиная доля кандидатов оказались ставленниками действующего главы МВД, одного из главных "акционеров" "Народного фронта" Арсена Авакова. Также свои квоты в Бюро получили люди, которых называли проводниками интересов вышеупомянутого Грановского, первого замглавы СБУ Павла Демчины и других статусных фигур из окружения Порошенко.
Тогда-то Труба и пошел на демарш. Ссылаясь на отсутствие результатов полиграфа, который проходили рекомендованные к назначению конкурсанты, он отказался визировать соответствующие приказы. Директор ГБР также утверждал: в отношении целого ряда победителей наличествуют коррупционные риски.
Ввиду этого Труба решил повременить с назначениями полноценных руководителей структурных подразделений Госбюро, ограничившись "временщиками". За это Трубу подвергла критике Варченко, которая называла действия шефа сомнительными с точки зрения закона.
Бытует две версии о том, почему директор Бюро решил пойти "в отказ" и заблокировать назначение победителей конкурса.
Согласно первой, Труба решил добиваться реальной независимости в действиях от украинской власти и искал поддержку в лице директора НАБУ Артема Сытника, а также западных посольств.
Другая версия несколько прозаичнее: Роману Михайловичу приписывали попытку "кидка" людей из "Народного фронта", которые обеспечили его назначение. И уход, но не в свободное плавание, а под опеку представителей другого центра влияния в Блоке Петра Порошенко. На этот счет назывались фамилии генпрокурора Юрия Луценко, а также его друзей – нардепов Глеба Загория и Александра Третьякова (последний, впрочем, напрочь отрицает спайку с Трубой). Сторонники этой версии дают понять, что директор Госбюро решил "завести" преданных ему и его новым попечителям людей на ключевые посты.
Один из источников "Страны" в правоохранительных органах эту версию подтверждает: "Труба не является самостоятельной фигурой. Он за время с момента своего назначения поменял уже несколько хозяев".
Что касается 27 кандидатов, то в начале ноября Ольга Варченко, в ранге и.о. главы ГБР (Труба, как писалось выше, в то время был в отпуске), дала отмашку пропустить через полиграф "забракованных" шефом претендентов повторно. Как раз в это время и грянул секс-скандал.
В таком контексте расследование "дела Петрова" (если оно, конечно, будет доведено до конца и не окажется глобальной мистификацией неких сил с целью, к примеру, подставить Трубу) может иметь далеко идущие последствия.
Если следствию удастся выйти на заказчиков секс-скандала с семьей Варченко и будет доказана их связь с главой ГБР или же его "кураторами" среди политиков, это коренным образом поменяет расклад сил в "украинском ФБР" и вокруг него и может привести как минимум к смене руководства Госбюро (а возможно, и не только его). Даже с точки зрения украинских политических нравов, заказ такой "подляны" против семьи своего же заместителя – это как-то слишком.
Ставки в игре очень высоки – контроль над самым могущественным силовым ведомством страны. Напомним, что именно в ведении ГБР теперь находится расследование уголовных дел в отношении народных депутатов, всего состава правительства, судей, правоохранителей (включая генпрокурора, директора НАБУ и главу САП) и прочих высших чиновников.