10 цитат участников Рижского саммита об Украине
Европейские перспективы Украины – по словам европейских политиков
28 стран Евросоюза, 6 восточноевропейских государств и – удаленно – Россия. Таким был состав прошедшего 20-21 мая в Риге четвертого саммита «Восточного партнерства» – программы ЕС, направленной на развитие сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Российская Федерация не является стороной программы, однако оказала влияние на ход саммита – текст декларации несколько раз корректировался, поскольку некоторых подписантов – Азербайджан и Беларусь – не устроили формулировки, содержащие отсыл к аннексии Крыма.
Петр Порошенко на итоговой пресс-конференции излучал оптимизм – он доволен результатами саммита, европейские лидеры поддерживают Украину и осуждают агрессию России. В основном в отношении Украины были зафиксированы уже достигнутые ранее договоренности: подписан договор о выделении 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи и подтверждена дата начала действия всесторонней и всеобъемлющей зоны свободной торговли – 1 января 2016 года. Было также оговорено, что отмене виз должен предшествовать еще один аудит выполнения требований ЕС.
Итоги саммита и содержание декларации лучше всего охарактеризовала Федерика Могерини, представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности: «ничего сенсационного».
Forbes попытался уловить европейский настрой в отношении к Украине в словах политиков.
Занда Калниня-Лукашевица, представитель латвийского председательства в ЕС, парламентский секретарь МИД Латвии |
Позиция Азербайджана и Беларуси – это практический пример того, как наше сотрудничество должно принимать дифференцированные формы. Данная проблема (о несогласованности позиции в отношении формулировки «аннексия Крыма». – Forbes) возникла, поскольку у нас индивидуальный подход на саммите в Риге. Мы все прекрасно понимаем, что нам требуются новые инструменты для ЕС и «Восточного партнерства».
Ни «Восточное партнерство», ни двусторонние отношения между Европейским Союзом и его партнерами никогда не будут направлены против кого бы то ни было.
Дональд Туск, председатель Европейского совета |
Я думаю, вы понимаете разницу между тем, что мы обещаем, и тем, что ожидают наши партнеры. Дискуссия по поводу формулировок была очень сложной, и, действительно, в политике формулировки имеют значение, но самое главное – это действия. Это больше, чем язык деклараций.
Ангела Меркель, канцлер Германии |
Программа ЕС «Восточное партнерство» не является инструментом политики расширения Евросоюза. Мы не должны побуждать ложные ожидания, которых не сможем позже выполнить.
Жан-Клод Юнкер, глава Еврокомиссии |
Относительно членства в ЕС мы должны четко отметить, что европейской перспективы ни для одной из этих стран не существует. Они не готовы. Мы не готовы.
Даля Грибаускайте, президент Литвы |
Я ожидаю, что к концу года будут положительные новости (о безвизовом режиме для Украины и Грузии).
Федерика Могерини, представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности |
С тремя нашими партнерами (Украиной, Грузией и Молдовой) мы углубляем наши отношения. Возможно, это не сенсационно, но они будут иметь свои преимущества.
Мартин Шульц, председатель Европейского парламента |
Сейчас не время для дебатов и долгосрочной концепции относительно Украины. Решение нужно принимать сразу. Решения, которые нам нужны, это инвестиции в Украину, ее рост, трудоустройство. Нам также необходимо видение того, каким образом мы можем приблизить наших восточных партнеров к Европе.
Мы нуждаемся в дифференциации между одними странами и другими. Мы не можем сказать, что все месседжи саммита являются одинаковыми для всех стран. Диктаторству, например, нет места в ЕС, зато мы нуждаемся в демократии, это ясно.
Валдис Домбровскис, вице-президент Еврокомиссии по евро- и социальному диалогу |
Мы видим, что ситуация в украинской экономике достаточно сложна, экономика в рецессии, она прошла через довольно острую девальвацию гривны в прошлом году, наблюдается высокая инфляция. В этом году мы видим определенную стабилизацию в экономике, но многое будет зависеть от того, как будет решен конфликт на востоке Украины. Если будут улучшения в ситуации с безопасностью, есть потенциал у экономики Украины подняться вновь.
Александр Лукашенко, президент Беларуси |
Почему заочно, без России, должны ее дубасить, в том числе и за Крым? Мы категорически против того, чтобы «Восточное партнерство» было против кого-то, …в каждом документе клеймить позором Россию, не прямо, так косвенно.
Почему мы должны быть против России? Мы же заявились местом мира, где собрались руководители мировых держав, чтобы остановить войну. А нам говорят, давайте вместе выступим против России.
Йоханнес Хан, комиссар ЕС по вопросам расширения и политике европейского соседства |
Я предполагаю, что к концу 2015 года по вопросу отмены виз в отношении граждан Грузии и Украины Еврокомиссия может вынести положительное решение при условии, что будут выполнены определенные требования.
По материалам Forbes