Как рассказала «Вгору» начальник сектора охраны труда Херсонской дирекции железнодорожных перевозок Лариса Прейден, трагедии на путях происходят чаще всего именно в праздники.
- Гибнет и травмируется очень много людей, которые у нас не работают, - поясняет Лариса Прейден. - То есть, как мы их называем, посторонние железнодорожному транспорту граждане. Мы посчитали, сколько людей погибло и травмировалось только по нашему участку дороги, по территории Херсонской дирекции. Это, в основном, Херсонская область, немного Николаевской и маленькие «кусочки» Запорожской и Днепропетровской областей. С 2000 года подвижным составом травмировано 139 человек. Из них - 106 смертельно. Непосредственно на территории херсонского вокзала 17 травмировано, 11 - смертельно. А в этом году, только за три месяца, с января по апрель, на территории всей Одесской железной дороги (куда и мы относимся) уже погибло 9 человек и еще 6 травмированы. Большинство трагедий связано с праздниками. Были годы, когда очень много людей у нас погибало на Проводки. Выпивали, садились за руль и на переездах попадали под поезда. И это очень страшно. Еще, люди пытаются сократить дорогу и идут через железнодорожные пути, хотя у нас на вокзале, в частности, есть два моста. В канун этого года, 31 декабря, был случай. Женщина жила на Таврическом. Приехала в Херсон на поезде и спешила домой. Решила не идти по мосту, побежала через пути и попала под тепловоз. Ей отрезало ноги, и она умерла. Это очень страшно. И случаи самоубийства есть тоже. Пожилой мужчина 18 февраля бросился под поезд Херсон - Киев… Правда, полиция очень редко когда дает такой вывод, что это именно суицид, чаще считается несчастным случаем. Такие люди, конечно, в первую очередь о себе не заботятся, не заботятся о своих семьях. Но также и не думают о том, какую травму они наносят работникам железной дороги. Представьте только, как себя чувствует машинист, который переехал человека, и как он потом должен вести состав дальше?
Для того, чтобы как-то предотвратить трагедии, сотрудники «Укрзалізниці» регулярно проводят так называемые «месячники профилактической разъяснительной работы среди населения». Работники, начальники станций, сотрудники дирекций ходят в школы и рассказывают, объясняют детям, как обезопасить себя. А к взрослым обращаются через СМИ, чтобы и они поняли, что нарушать элементарные правила поведения на железной дороге - реально опасно и страшно.
А правила ведь, совершенно не сложные:
- усвоить, что железнодорожная колея - не кровать (и такое, увы, случается: в прошлом году мужчина заснул на путях станции Раденское, лишился правой ноги и пальцев на правой руке);
- переходить дорогу в оборудованных для этого местах;
- будучи на перроне слушать объявления и отойти от колеи, когда приближается поезд;
- приближаясь к переезду, выполнить элементарное «физическое упражнение»: посмотреть влево-вправо и проверить, не приближается ли поезд - «лень» в данном случае может стоить жизни.
Кроме того, железнодорожники печатают и распространяют плакаты, буклеты, листовки с предупреждениями и разъяснениями. Но, количество трагедий растет.
Так, в прошлом году за три месяца на железных дорогах нашей страны пострадало 117 человек (погибло 81, еще 36 стали инвалидами), а за три месяца 2018 года - уже 131 (погибло 72 человека и 59 травмировано).
У нас в области, в основном, гибнут взрослые. Но в целом, по Украине, детей погибает очень много. Не столько под вагонами, сколько на вагонах: лезут сфотографироваться, сделать «селфи» наверху, на движущемся составе.
- Хорошо, что у нас участок не электрифицирован, - говорит Лариса Прейден. - У нас это пока страшно только тем, что высота и внизу рельсы, а на электрифицированных участках часто гибнут еще от поражения током. В этом году в Украине погибло уже два подростка, еще четыре получили тяжкие травмы.
К сожалению, после того, как ликвидировали транспортную милицию (на станции Херсон этого отдела уже нет несколько лет, остался небольшой пункт, где работает несколько сотрудников полиции, закрепленных за городским отделением), никто пути не патрулирует.
- В наши обязанности не входит «охота» за людьми, которые пытаются сделать что-то с собой на путях, - поясняет начальник сектора охраны труда Херсонской дирекции железнодорожных перевозок. - У нас нет прав не пустить человека туда, где ему грозит опасность, мы не можем ни задержать его, ни оштрафовать. Мы же не полиция. А в результате, получается, что уже по факту расследуем случаи травматизма. Мы ходим, предупреждаем, рассказываем. Но…
Виктория Глебова, Вгору