В 100 м от Генической рыбоохраны 20 рыбаков ловят рыбу сетками-пауками: большое расследование, куда девается браконьерская рыба
«Невероятно, но еще не так давно Азовское море по рыбопродуктивности в 6,5 раз превышало Каспийское море», - об этом пишут Эрика Авдеева, Рустам Авдеев, Ибрагим Сулейманов, радио «Куреш» для Центра журналистских расследований:
«Здесь ловились осетр, белуга, севрюга, камбала-калкан, камбала-глосса, черноморская сельдь, барабуля, кефаль, хамса, тюлька и множество других рыб. Высокая производительность моря объяснялась быстрым воспроизводством рыбных запасов, большим количеством нерестилищ и достаточно низкой соленостью.
Сейчас, по данным экологов, из 40 промысловых видов рыб для полноценного вылова осталось только 3 – тюлька, бычок и хамса. В начале 1960-х годов вылов рыбы в Азовском море составил 760 тысяч тонн, теперь эти цифры кажутся просто не реальными и упали до десятков тонн. Поэтому ученые предлагают прекратить промышленный вылов рыбы в водах Азова хотя бы на 5 лет.
Одна из главных причин уничтожения биоресурсов Азовского моря – бесконтрольный вылов и отсутствие действенного контроля со стороны государства. Противодействием браконьерству занимается целый ряд органов и организаций – от рыбоохраны до морской охраны ГПСУ. Но, несмотря на немалую армию борцов с браконьерством, ситуация только ухудшается. Разберемся, как работает эта система и где в ней слабые звенья.
По информации начальника отдела пограничной службы «Геническ» Алексея Гетьмана, за пять месяцев 2018 года в этой части акватории Азовского моря было выявлено 16 случаев браконьерства.
«Было выявлено и прекращено незаконный вылов водных живых ресурсов в больших масштабах, а именно - 16 случаев на общую сумму нанесенного ущерба государству 324 828 гривен. По всем фактам в Генический отдел Национальной полиции направлено уведомление в рамках статьи 249 Уголовного кодекса Украины. Всего удалено количество орудий лова - 45 единиц. Рыболовных сетей 3305 метров, морепродуктов 578 кг», - сообщил Алексей Гетьман.
При обнаружении браконьеров пограничники задерживают их и передают рыбоохранных патрулю или представителям Национального Азово-Сивашского парка. Вместе с незаконно добытой рыбой или креветкой. А вот орудия лова передают в налоговую полицию. Кроме пограничной службы, задерживать нарушителей в Геническом районе имеют право инспекторы Азовского бассейнового управления рыбного хозяйства и инспекторы Азово-Сивашского национального природного парка.
Азовское бассейновое управление Государственного агентства рыбного хозяйства сообщило, что с начала года Геническим рыбоохранным патрулем выявлены 472 нарушения правил рыболовства и изъято более 6 тонн водных живых ресурсов и 336 единиц орудий лова.
Под носом у патруля
Постановлением Кабмина установлена процедура, согласно которой, все изъятые инспекторами рыбоохраны орудия лова должны храниться на складах органов рыбоохраны или в других местах, определенных ведомством, до решения вопроса об ответственности нарушителя. Именно такую информацию предоставил Азовский рыбоохранный патруль в ответ на информационный запрос.
Также предусмотрено, что все изъятые орудия лова должны быть промаркированы специальной биркой с соответствующей отметкой.
На фото ниже хорошо видно популярное орудие - так называемые «курае», предназначенные для дедовского способа отлова креветки. Он считается самым варварским среди других браконьерских способов. Погрузив в воду сухую траву с грузилом вечером, утром браконьерам остается только подставлять сетки и высыпать креветку, застрявшей между ветвями чертополоха.
Этот интересный прицеп мы увидели под самым забором Генического отдела Госрыбагенстсва, поэтому можно предположить, что это изъяты браконьерские орудия. Но «курае» в прицепе были без бирок и соответствующих отметок. Почему – неизвестно. Пообщаться с начальником территориального отдела Романом Волошиным нам так и не удалось. Охранник, заметив, что мы заходим на территорию отдела, остановил и сообщил, что начальника нет на месте, поскольку он уехал к руководству в Бердянск по делам, а кроме него «здесь больше никого нет». В отделе, по словам охранника, нет даже телефона, по которому можно позвонить руководителю.
«У нас секретаря имеется, у нас просто отдел здесь. Раньше и бухгалтерия была здесь и все было. А с этой сейчас... с реформой... все там осталось, в Бердянске. Все забрали туда. У нас и печати забрали», - сообщил охранник Генического отдела Азовского бассейнового управления Госрыбагентства.
Отойдя метров 100 от Генического отдела Госрыбагентства, на мосту через пролив Тонкий мы увидели до двух десятков рыбаков, которые ловили рыбу так называемыми «сетками-пауками».
Спросить у представителей рыбоохраны, почему они не видят, как в нерест идет запрещен вылов рыбы, не удалось из-за полного отсутствия персонала на рабочих местах. «Горячая» телефонная линия отдела в Геническе на звонки не отвечает, а в пресс-центре Азовского бассейнового управления сказали, что инспекторы, вероятно, на выездах. А в это время, как говорится, под самым «носом»...
Мы встретились с бывшим работником Генического рыбоохраны, и он сообщил, что браконьерство и схемы, которыми пользуются работники рыбоохраны были во времена его работы и остаются до сих пор. Имя нашего собеседника мы не называем из соображений безопасности.
По его словам, изъятые рыба и сетки, идет на продажу, но не в пользу государства. Браконьер которого задерживают, находится в стрессовом состоянии, и он не проверяет сколько в протокол записали изъятой рыбы и сколько метров удаленной сети. Кроме того, некоторым даже выгодно, чтобы в протокол внесли заниженные вес или количество рыбы, поскольку от этого может измениться и вид ответственности браконьера.
«Сети они изымают и потом сами же перепродают. И рыба, и сети продаются, в доле с представителями рыбоохраны. Рыбу покупают по заниженной цене свои же люди. Сейчас нет людей, которые бы это проверяли. Браконьер, которого задержали, не будет проверять – а куда же его рыбу браконьерскую будут реализовывать. Поэтому эта рыба сегодня реализовывается за смешные деньги и нигде и никак не учитывается», – сообщил бывший работник Генической рыбоохраны.
По данным судебных дел
В Едином реестре судебных решений – тысячи нынешних дел в отношении лиц, которые занимались незаконным выловом живых водных ресурсов в Херсонской области. Обычно, вынесенные определения и приговоры мало чем отличаются, потому, что квалификация правонарушений или преступлений одинакова - по статье 249 Уголовного кодекса (незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом), а наказание отличается в зависимости от тяжести деяния. В случае причиненного существенный вред (ч.1 ст.249) наказывается штрафом до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до 3-х лет, с конфискацией орудий и средств промысла и всего добытого.
Если те же деяния совершены способом массового уничтожения рыбы, зверей или других видов животного мира или ранее судимым за такое же преступление лицом, то наказание предусматривает штрафом от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением или лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией орудий и средств промысла и всего добытого (ч.2 ст.249 УК).
По материалам судебных дел попробуем проверить инсайдерскую информацию, предоставленную нам бывшим сотрудником Генического рыбного патруля. Просмотрев до сотни постановлений и приговоров по делам, которые слушались в Геническом районном суде, мы нашли несколько очень интересных. По одной из них, убытки, причиненные рыбному хозяйству государства, судебно-экологическая экспертиза оценила в немалую сумму – 11 630 584 гривны!
Как указано в материалах судебного дела №653 / 1957/17 29 июня 2017., В ходе осмотра плавсредства СМБ-40 ЯХР 0367, обнаруженного у причала №13 в Геническ, было обнаружено и изъято 342 051 шт. морской рыбы - бычок, один калкан и запрещенное орудие лова – драчка (драч). Рыбу по акту передают на хранение местному частному предпринимателю Юрию Юрьеву.
4 июля 2017 г. прокурор и следователь Нацполиции обращаются в суд с ходатайством об аресте незаконно выловленной рыбы, которая является продуктом, и быстро портится. Суд ходатайство удовлетворяет.
Как правило, вслед за таким решением идет ходатайство о конфискации рыбы и передачу торговой организации на реализацию в доход государства - рыба же быстро портится. Однако в этом дорогом случае все пошло не так.
С ходатайством передать рыбу на реализацию, если верить опубликованным в Едином реестра судебных решений документам, прокурор и следователь пошли в суд только ... в апреле 2018 года. То есть, на продажу шли бычки 10-месячной «свежести» ?!
Еще одна интересная деталь – тексты 2-х решений, вынесенных судьей Красновский 19 марта 2018, закрыты для доступа. Причем, одно названо постановлением, второе - приговором, и похоже на все, что ошибочно. Основанием для засекречивания постановления в этой обычном, хотя и дорогом браконьерской деле, назван п.4 статьи 7 закона «О доступе к судебным решениям» - «информация для обеспечения защиты которой рассмотрение дела или совершения отдельных процессуальных действий происходили в закрытом судебном заседании». Очень загадочно, но до реализации рыбы руки дошли только в апреле.
Продавать конфискат любой не может. Право на реализацию реализацию бесхозного и конфискованного имущества имеют только субъекты ведения хозяйства, которые имеют такое право путем внесения в Единый реестр, который ведется Государственной фискальной службой, и данные которого меняются каждый год.
В нашем деле реализацию почти 350 000 бычков и одного калкана суд, по ходатайству прокурора у следователя, передал Обществу с дополнительной ответственностью «Доверительное общество Европейского бюро приватизации».
Как показал анализ судебных решений, как правило, этой же фирме передают изъятую рыбу, креветки и орудия лова на хранение (до решения суда о конфискации) и рыбоохранные патрули.
Судя по решений судов, «Доверительное общество Европейского бюро приватизации» является настоящим монополистом по продаже конфискованных рыбопродуктов по всей Херсонской области. И не только. В реестре находим немало решений и о передаче этой фирме на реализацию конфискованного зерна из так называемых «ничейных полей».
Примечательно, что свои ходатайства о передаче рыбы на реализацию именно этому ОДО правоохранители обосновывают тем, что на территории Херсонской области это единственное предприятие, которое имеет право на такую деятельность.
«Учитывая информацию Генического ОГНИ, на территории Херсонской области зарегистрировано одно торговое предприятие, которое аккредитовано на реализацию имущества, переходящего в собственность государства, - Общество с дополнительной ответственностью« Доверительное общество Европейское бюро приватизации », код ЕГРПОУ 22737132», - говорится в постановлении, вынесенном следственной судьей Юлией Берлимовой (председатель Генического райсуда).
В ответ на запрос, в Генический ОГНИ сообщили, что такую информацию не предоставляли и не могли оказывать вообще, поскольку является районным органом и этот вопрос вне его полномочий.
Согласно уже упоминавшимся Единым реестром субъектов хозяйствования, в Херсонской области аж 6 организаций, имеющих право на реализацию конфиската. А именно: ООО «Интернационалист», ОДО «Доверительное общество Европейского бюро приватизации», ООО «Сейф 1». ООО «Атлант секьюрити групп», ООО «Инсайт Трейдинг» и частное предприятие «Ньюби».
Это же подтвердили и в управлении ГФС в Херсонской области, АР Крым и г.. Севастополе, находящегося на территории Херсонской области:
Итак, ЗАО «Доверительное общество Европейского бюро приватизации» - не единственная компания, которая могла бы реализовать бычки в Херсонской области.
Бессознательно или умышленно правоохранители вводят суд в заблуждение при предоставлении недостоверной информации? Это нам неизвестно, но то, что такие действия способствуют монополизации рынка конфиската в области - факт, подкрепленный многочисленными судебными решениями.
Азовское бассейновое управление рыбного хозяйства сообщило, что у нее есть соответствующий договор о передаче на хранение «Доверительном общество Европейского бюро приватизации» изъятой рыбы. Но копию договора предоставить отказались, ссылаясь на ч.1 ст. 7 Закона Украины, но какого именно, не указали. Или его не существует, ведь государственное учреждение обязано по запросу обнародовать заключены договоры.
Кому и почему так везет?
Выяснить имеет ли ОДО «Доверительное общество Европейского бюро приватизации», зарегистрированное в Киеве, помещения и оборудование (холодильники) для хранения продуктов, которые быстро портятся, по всей Херсонской области, на момент публикации не удалось - ответ на информационный запрос пока не получено. Связаться с владельцем и руководителем предприятия Иваном Севрюковым тоже пока не удалось. Даже через директора еще одной его компании - «Украинская универсальная товарная биржа», зарегистрированной по одной киевской адресу.
На торгах этой биржи, в том числе, и продаются конфискованные рыбопродукты и зерно. Но от публикации записи телефонного разговора с директором товарной бирже Олегом Стулием мы воздержались из этических соображений. Как говорится, с кем не бывает... Но к сути нашего расследования она ничего не прибавила. Поэтому знакомство с монополистом рыбного конфиската Херсонщины у нас будет заочным и исключительно на основании фактов.
ОДО «Доверительное общество Европейского бюро приватизации» было основано в 1995 году в Херсоне и до 2015 года называлось Херсонским с основным видом деятельности «агентства недвижимости». А в сентябре изменило название, юридический адрес, а основным видом деятельности стала розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах.
Иван Севрюков пробует себя и в политике: в 2003 году он возглавил в Херсоне областное отделение «Партии защитников Отечества» Юрия Кармазина, а в 2006 баллотировался в Верховную Раду. Севрюков до сих пор значится в Госреестре руководителем парторганизации, хотя на сайте облгосадминистрации указанный Александр Ветров. Это бывший начальник управления охраны окружающей природной среды в Херсонской области, имя которого часто упоминается в СМИ в историях о промысле личинок мотыля.
Среди бизнес-компаньонов Ветрова в недалеком прошлом находим беглого экс-главу Генического РГА Сейтумера Ниметуллаева (в розыске, обвиняемый в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины), и бывшего руководителя госуправления охраны окружающей природной среды в Херсонской области и первого заместителя председателя Государственной экологической инспекции Украины Игоря Яковлева, и директора Азово-Сивашский национальный природный парк Евгения Поповчука.
«Весь остров Бирючий обкинут кураями. Руководители экологической инспекции дружат с руководителями природного парка, вместе занимаются браконьерством. Я знаю лично, кто собирал деньги с браконьеров, которые хотят порыбачить в заповеднике», - рассказал нам хорошо знакомый с херсонскими защитниками Отечества и ее природы местный житель, имя которого, по его просьбе, мы также не называем.
По его мнению, одним из главных браконьеров, «работают» в Азовском море, можно назвать и Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, который находится в Бердянске.
«Знаете, когда «на науку» выделяют 2 тонны в год (квота вылова для исследований - ред.), А я захожу на судно и там вижу 15 тонн бычка... Причем, это за один раз. Конца и края этому не было, они реализовывали эту рыбу из компании. Люди беспощадно уничтожают живые водные ресурсы. Поэтому памятник по уничтожению Азовского моря можно поставить Азовскому исследовательскому институту и его директору», - говорит бывший работник рыбохозяйственной структуры.
Убедиться в том, что запрета на лов рыбы в нерест или креветки в Геническом районе не действуют, может каждый, посетив Центральный рынок райцентра. Продавцы и продавщицы предлагают креветку ящиками, открыто и без утайки товара от полиции. Откуда берут ее? Говорят, что им приносят из порта. Из того, что находится в десяти метрах от Генического отдела Азовского басейнового управления.
«Креветка хорошая, свежая. С икрой. Парень с порта приносит», – хвалит товар продавец на Геническом центральном рынке.
Масштаб рыбного рынка в Геническе впечатляет, но проверить, продается ли здесь изъята рыба и креветка, журналистскими методами невозможно. Но это вполне по силам сотрудникам Национальной полиции Генического района, и в реестре судебных решений немало постановлений об изъятых на рынке рыбе и креветке. Но тот, кто видел клондайк рынка, над постановлениями о конфискованных десяток бычков или ничейных карасей, будет плакать.
Начальник отделения полиции в порту Херсон Максим Жарков сообщает, что ситуация с браконьерством в Херсонской области с каждым годом ухудшается.
«На сегодня незаконное занятие рыбным промыслом на территории области получило тревожную распространенность, организованность и криминальный профессионализм, нанося общине и государству в целом значительный экономический и экологический ущерб. Поэтому задача полиции области заключается в эффективном противодействии таким проявлениям», - доложил Максим Жарков.
С апреля по июнь этого года сотрудниками водной полиции в Херсонской области было выявлено 174 факта незаконной торговли водными ресурсами и браконьерскими орудиями лова рыбы и выявлено 153 факта браконьерства, 51 браконьер были задержаны. Но вряд ли такие рейды будут эффективными в борьбе с браконьерством, когда оно начинается с тех, кто обязан защищать и сохранять водные ресурсы нашего края от самопровозглашенного права на браконьерство. А тем временем, пока мы ищем виновных, Азовское море теряет свои рыбные запасы с невероятной скоростью».