Побережье и акватория лимана Херсонщины ждут археологов
Окраины, побережье и даже прилегающая к береговой полосе акватория в пределах сел Станислав, Широкая Балка, Софиевка, Александровка Херсонской области (вспомним топонимы Золотой мыс, Глубокая Пристань, Скала и т. д.), бесконечно интересны с исторической точки зрения…
Вот, например, городище античной эпохи с интригующим названием Золотой мыс (Золотой рог). Памятник археологии национального значения, одна из потенциальных туристических изюминок нашего края.
Несколько веков здесь кипела жизнь! Есть свидетельства, что на последнем этапе своего существования крепость, которая стояла здесь, играла роль форпоста на восточной окраине сельскохозяйственной округи Ольвии, защищала местных поселенцев от набегов кочевников.
Не исключается также, что некоторое время стражу нес здесь небольшой гарнизон римских легионеров…
Посмотрим на водное пространство. Стратегически очень удачное местоположение городища: великолепная точка для осмотра Днепровского лимана - от выхода из устья Днепра до Станиславского мыса.
Представляется, например, что ты… в первом веке нашей эры и стоишь внутри крепости на высоком склоне, обнесенном каменной стеной с четырьмя квадратными башнями, ходишь мощеными дворами, окруженными жилыми и хозяйственными постройками, выходишь за пределы укрепления в поселок, где живут своей жизнью древние земледельцы... Защитой городища служил также природной рельеф - балки с двух сторон, а с севера - глубокий и широкий ров.
Эти горячие желтые склоны, всматривающиеся в Большой лиман, издавна притягивают к себе исследователей прошлого от первооткрывателя Золотого Мыса Алексея Уварова (середина XIX в.) - до следующих поисковиков (Авксентий Чирков, Георгий Скадовский, Владимир Ястребов, Виктор Гошкевич, Ирина Фабрициус, Израиль Ратнер, Людмила Костюк, Сергей Буйских, Виталий Зубарь, Марина Абикулова, Николай Оленковский, Виктор Пиворович...). Среди трофеев - ольвийские и римские монеты, обломки керамики черняховской культуры; во время обвалов среди находок встречались камни от домостроений, обломки античных амфор, старинной посуды...
Время неумолимо: часть городища уже поглотили воды лимана. Но и болезни нашего исторического беспамятства и разгильдяйства прилагаются: уникальный памятник был жестоко травмирован при прокладке пути от «навигационного центра», который находится на мысе, к берегу.
Путешествующего может заинтересовать подошва Золотого мыса - прибрежные известняковые образования. Удивительно и необычно видеть на фоне Прилиманское глинистых скал каменные пласты - это некая своеобразная метка на прибрежном образе.
А тут еще и дореволюционный херсонский краевед, военный топограф Авксентий Чирков добавил интриги: он отмечал, что из камня, добытого в городище, в селе Широком возведено церковное ограждение и предполагалось возвести колокольню, а в городке Станислав (ныне с. Станислав) построена церковь с колокольней...
То есть представляется, что нынешняя подошва мыса - это лишь остатки большого известнякового образования, которое простиралось в Днепровский лиман, если из его камня (или из остатков разрушенных древних сооружений, стоявших на мысе) можно было построить церковь!..
Не может также не заинтриговать вопрос о происхождении названия мыса: почему он - Золотой?..
Поинтересовался об этом у известного украинского археолога, специалиста в области античной археологии, знатока древних поселений Надчерноморья Сергея Буйских. Он считает, что происхождение этого названия, подобно названий других археологических памятников ( «Золотая балка», «Золотая долина», «Золотой берег», «Золотое кладбище»), вероятно, связано с находками в этом месте различных предметов старины.
«Последние в устной фольклорной традиции местного населения связаны с сокровищами. И, прежде всего, с золотом - хотя бы одного золота здесь могли и не находить никогда ... ».
Городище Золотой мыс прочной исторической пуповиной было связано с важнейшей греческой колонией в Нижнем Побужье - Ольвией (основана выходцами из Милета в 647-646 гг. до н. э.).
Как свидетельствовал бывший директор Херсонского областного историко-археологического музея И. Софронов (газета «Надднепрянская правда» за 20.08.1947 г.), богатство архитектурных и керамических фрагментов, особенно тонкой работы греческого посуды, черного и красного лака, свидетельствует о том, что городище представляло собой своего времени ближайшую «ольвийскую периферию».
После того, как государство получит должную экономическую мощь, оно все настойчивее начинает всматриваться в собственное прошлое, искать параллели и пересечения с другими культурами и народами.
Наше Прилиманнье может открыть большому миру еще много фантастических тайн. Продуктивной для поисков, считаю, могла бы быть деятельность международных археологических экспедиций с долевым участием, например, украинских, греческих, итальянских, литовских, турецких и других специалистов.
Почему бы сообща не листать цивилизационную книгу культурных слоев? Не сомневаюсь, что европейцы чувствуют в кронах своих исторических деревьев буйство соков Нижнеднепровские и Днепровско-Бугские корни!
Александр Голобородько