«Нелюди, воры и мародёры уничтожили наше имущество». Как в Херсоне и области во время оккупации захватывали украинские предприятия, и как эти компании живут сейчас.
29 мая 20:03
875
«Нелюди, воры и мародёры уничтожили наше имущество». Как в Херсоне и области во время оккупации захватывали украинские предприятия, и как эти компании живут сейчас.
В распоряжении ASTRA оказались документы оккупационной «власти» Херсонской области Украины, иллюстрирующие, как и каким способом украинские предприятия и компании оказывались в руках «новых собственников».
Оказалось, что для этого достаточно формального «предложения о сотрудничестве» от любой лояльной оккупационной «власти» российской компании. Никакого опыта, навыков или профессиональных компетенций для этого не требуется. Выбранная в ручном режиме фирма становится «владельцем» чужого имущества и поступает с ним так, как считает нужным.
«Компания «Квантум-М» своими силами и за счет собственных средств готова оказать содействие в решении вопроса принятия участия в инвентаризации, учете хранения и сохранности имущества, а также использования техники и складов предприятий, не прошедших перерегистрацию и приостановивших свою деятельность на территории Херсонской области. <…>
Просим Вас рассмотреть возможность выделить и предоставить в управление имущество (сооружения, техника, оборудование) Общества с ограниченной ответственностью «Техноторг», расположенное по адресу г. Херсон, Бериславское шоссе, 27. Со своей стороны, гарантируем сохранение имущества вверенного в управление предприятия, в кратчайшие сроки провести соответствующие мероприятия, обеспечивать бесперебойную работу с учетом действующих процедур и регламентов на территории Херсонской области», — сказано в обращении директора российской компании «Квантум-М» Андрея Крысанова к так называемому на тот момент «главе ВГА» Владимиру Сальдо.
А это уже распоряжение Сальдо, в котором он назначает Крысанова «единым оператором» по использованию «бесхозного имущества».
Важное примечание: данное распоряжение, в отличие от обращения самого Крысанова, не имеет подписи и печати. Это может означать, что распоряжение Сальдо хотя и было оформлено, но не было подписано, и, возможно, в силу не вступало. Таким образом, работал ли в действительности Андрей Крысанов и его компания на оккупированной территории — достоверно неизвестно. Он мог лишь просить об этом, но его просьба могла остаться неудовлетворённой. Сам Крысанов не ответил ни на один запрос или звонок журналиста ASTRA, его компания «Квантум-М» была ликвидирована уже после деоккупации Херсона — 6 февраля 2023 года. На звонки не ответили и в других компаниях Крысанова, а связанные с ним лица отказались предоставить действующие контакты бизнесмена. Тем не менее, информация из других документов по данной теме подтверждена публично самими представителями «оккупационных властей», о чем ASTRA расскажет ниже.
«Крысанов, который просил компании и имущество, — это владелец российских компаний, которые не вели хозяйственной деятельности. В его фирмах не видно ни опыта работы, ни сотрудников. Выглядит, как номинал. Единственный аргумент его участия — это «у меня есть компания, зарегистрированная в Москве». Разумеется, это форма передачи имущества имеет высокие коррупционные риски. По сути, национализируемое имущество украинских компаний разворовывается через передачу во временное управление выбранной в ручном режиме компании. Когда придется возвращать этот актив, от него останется, скорее всего, только название и долги», — рассказалASTRA независимый антикоррупционный эксперт Илья Шуманов.
Херсонский филиал компании сельхозтехники «Техноторг», чьё имущество у Сальдо просил передать в управление российский бизнесмен Андрей Крысанов, после деоккупации так и не открылся. Все имущество было или украдено, или уничтожено, сообщили ASTRA в самой компании.
«У нас был очень большой филиал в Херсоне. Когда Херсон деоккупировали, мы смогли проехать на территорию предприятия и увидели только руины. Все, что было в нашем филиале, все было разрграблено, разрушено, побито.
Несколько автомобилей остались, они были побиты топорами или палками. Это нелюди там были, это были воры или мародеры, люди, которые просто-напросто уничтожили наше имущество.
Сейчас этот филиал не работает. Требуется ремонтировать помещения, мастерские, закупать новую мебель, потому что ничего не осталось после того, как оккупанты ушли. У нас там было очень много сельскохозяйственной техники , минеральных удобрений, запасных частей, мебели, ноутбуков, служебного транспорта. Всего этого не было после оккупации», — заявили ASTRA в «Техноторге».
Ещё одно неподписанное распоряжение Сальдо — о том, что Андрей Крысанов также якобы взял под управление Херсонский Комбинат Хлебопродуктов.
Его партнёр и знакомый — Александр Крысанов может быть причастен к использованию имущества другого украинского предприятия — производителя томатной пасты и консервов ЧАО «Чумак».
Мы дозвонились до Александра Крысанова, сначала он подтвердил, что его компания «АгроПростор» участвует в управлении ЧАО «Чумак». Он отметил, что предприятие работает, а о результатах работы можно будет судить позднее.
«Никаких проблем нет, все течёт как течёт. Производство упало лишь на 15 процентов», — сказал Крысанов в разговоре с ASTRA. На дальнейшие вопросы предприниматель отвечать отказался и обещал предоставить информацию позже.
Спустя сутки Крысанов заявил ASTRA, что никаких действий в Украине не предпринимал, в Херсонской области не был, а подтвердил присвоение «Чумака» «по-ошибке».
«Сейчас спросил у бухгалтера, где я числюсь — по поводу Украины, ничего такого у меня нету. Я там никаким боком не участвую. Ну да, вчера я сказал другое, я думал, я занимаюсь, но я много чем занимаюсь», — заявил он.
По поводу распоряжения Сальдо Крысанов подтвердил, что в документе верно указаны все его персональные данные и данные его компании. [ASTRA перепроверила все персональные данные личностей и компаний из опубликованных в материале документов, все они достоверные]. Но отметил, что «не знает», откуда они взялись у «администрации» Херсонской области, так как он их туда «не отправлял». Также бизнесмен подтвердил, что лично знаком с Андреем Крысановым, который в первой части текста просил Сальдо передать ему имущество компании «Техноторг». Контакты Андрея Александр передать отказался.
Жители до сих пор оккупированной Каховки сообщили ASTRA, что «Чумак» в городе не работает, а его имущество «разграблено». «Кримський розслідувач» ранее сообщил, что «управляет» предприятием Крымская компания ООО «Олива Групп».
Руководитель «Олива Групп» — 26-летний житель Крыма Валерий Пучков. Он не ответил на звонки ASTRA. Его отец в разговоре с изданием заявил, что «там у сына не сильно хорошая связь», отказавшись отвечать на уточняющий вопрос, где именно находится сын и имеет ли он отношение к «управлению» предприятием «Чумак».
Другой неподписанный указ Сальдо, который появился в распоряжении ASTRA, постановляет о создании оздоровительного комплекса «Арабатская стрелка», а руководителем государственного предприятия назначает Сергея Добровольского. Этот указ действительно был подписан, так как Сергей Добровольский в качестве «директора» «Арабатской стрелки» раздаёт интервью пропагандистским СМИ. А в реестре юрлиц появились две новые российские юридические компании, «управляющие» комплексом.
Стоит отметить, что во время оккупации Херсона было создано ГУП «Почта Херсон», директором которой назначили перешедшего на сторону РФ экс-руководителя городского отделения «Укрпошты» Виктора Фирмана.
Предприятие, зарегистрированное в Херсоне, сделало несколько госзакупок уже после деоккупации города. Последняя — от 11 апреля 2023 года — более чем на 9 миллионов рублей с крымской компанией «Крым Ойл», в рамках которой почта планирует закупать у фирмы топливо. Ни заказчик, ни поставщик не ответили на звонки ASTRA.
Еще одно неподписанное распоряжение Сальдо касается филиалов «Ново Пошты» Херсонской области. Все почтовые отделения, согласно документу, передали в управление коммерческому директору крымской компании ООО «Берег Лазурный» Ольге Чуприной.
Мы не смогли оперативно связаться с Ольгой Чуприной, однако дозвонились до руководителя компании Валентины Кравченко.
«А причём тут я. Я уже закрываю предприятие, да, они брали документы, хотели что-то, но так ничего не сделали, а я уже ликвидирую компанию», — сказала Кравченко.
Она подтвердила, что ее коммерческий директор Ольга Чуприна сейчас находится в Херсонской области. «Она там [на почте] хотела Wildberries и что-то ещё подключать, но я так и не знаю, что у них там не получилось и что они сейчас там делают», — заявила Кравченко.
Правозащитник и юрист с опытом защиты прав человека в международных инстанциях Ольга Тимирёва считает, что действия российских компаний на оккупированных территориях Украины, могут считаться «мародёрством».
«Если переводить с юридического на человекопонятный язык, то действия таких частных компаний – это мародёрство. Собственность брошена, не понятно, кому она принадлежит сейчас, владелец убит или в эмиграции, чего добру пропадать? Учитывая, что мы живём в век информации, установление собственника – не самая сложная задача. Однако нужно понимать, что данными в большей степени располагают именно украинские власти, а не временная администрация.
Сами компании, проявляя такие приспособленческие инициативы, могут руководствоваться совершенно различными мотивами от желания наживы до желания не сгинуть под твёрдой рукой новой администрации, - это тоже нужно понимать.
Юридически за приняте решений на местах ответственность несёт тот, кто контролирует территорию – то есть, назначенные власти. Вспомните Нюрнбергский процесс – прежде всего осуждены были военные преступники и политические лидеры нацистской Германии, частный бизнес, экономические преступления, «спонсоры» войны остались в тени. Однако низкая для частных лиц вероятность международного трибунала не означает, что виновные в преступлениях владельцы бизнеса смогут избежать осуждения внутригосударственным судом. Например, американские военные суды привлекали к отвественности многих влиятельных бизнесменов Третьего Рейха. Правда, они же их и амнистировали потом за часть состояния, но это уже другая история», — рассказала ASTRA юрист и правозащитник Ольга Тимирёва.