Известный литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский родился на Херсонщине
Выдающийся психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании, Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич родился в г. Каховка тогда Таврической губернии, в дворянской семье. Об этом сообщает издание "Херсонцы" (авт. Наталия Рожкован).
Его предки - Овсянико-Куликовские – являлись потомками основателя Херсона, князя Григория Потёмкина -Таврического.
Село Бехтеры в Голопристанском районе Херсонской области было одним из их имений.
В 1803 году прадед будущего ученого - Дмитрий Матвеевич Куликовский – стал владельцем Бехтер, а после смерти его жены - Елизаветы Ивановной Овсяниковой - всё наследство и Бехтеры перешли к единственному сыну Дмитрия Куликовского, Николаю Дмитриевичу.
В память о матери, которая так и не получила фамилию «Куликовской», Николай Дмитриевич решил присоединить ее фамилию к своей, таким образом, став первым Овсянико-Куликовским.
Уже потом, внук Николая Дмитриевича, Дмитрий Николаевич на протяжении всей сознательной жизни постоянно интересовался своей родословной: знакомился с официальными документами - свидетельствами и бумагами административного, государственного уровня, хранил и пополнял объемный семейный архив.
Собранные материалы свидетельствовали о том, что его предки были украинцами, залихватскими запорожцами.
О том, когда, и при каких обстоятельствах его род перебрался на херсонские земли, Овсянико-Куликовский писал в книге «Воспоминания»: «...Мой прадед, полковник Димитрий Матвеевич Куликовский в конце 18-го века, выйдя в отставку, покинули Харьков и переселился в Новороссию, где купил целую степь - от Днепра до Перекопа. Здесь были имения Бехтеры, Красное, Каховка, Малая Каховка, которые он заселил крестьянами-великороссами, купленными им в Курской губернии.., и зажил помещиком, «магнатом».
Особую роль в жизни региона - украинского юга - играл отец ученого, о котором Дмитрий Николаевич писал так: "Как общественный деятель, как землевладелец, как человек "видный", с "положением", мой отец был чрезвычайно популярен если не во всем Новороссийском крае, то, по крайней мере, в двух губерниях - Таврической и Херсонской".
Что же касается самого Дмитрия Николаевича, то он тоже был незаурядной личностью, как и его родственники. Образование он получал с начала дома, потом - в Ришельевской гимназии в Одессе, в симферопольской гимназии и в Новороссийском университете.
Работал в разных университетах: в Новороссийском, Казанском, Харьковском и Петербургском.
Дмитрий Овсянико-Куликовский стал одним из основателей психологической школы в литературоведении. Его фундаментальным трудом является многотомное социально-психологическое исследование «История русской интеллигенции» (1903-1910).
Ученый заразился идеей применения к литературоведческим знаниям точных, как ему казалось, почти математических мерок.
Вначале он опробовал эти мерки в статьях о Гоголе и Чехове, потом обобщил в отдельной работе «Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве» (1903).
Примеряя свою теорию к конкретным литературным образцам, Овсянико-Куликовский писал: «Истинный художник-экспериментатор (например, у нас Гоголь, Достоевский, Глеб Успенский, Чехов) производит свои опыты не иначе как на основе близкого и внимательного изучения жизни, которое, конечно, немыслимо без широких и разносторонних наблюдений. Иначе говоря, художник-экспериментатор является в то же время и наблюдателем. Но в отличие от художников наблюдателей в тесном смысле он в своем творчестве не даёт полного выражения своим наблюдениям, а только пользуется ими как средством или пособием для того, чтобы правильно поставить и повести свои опыты».
Кроме большого количества обще-филологических работ, огромную ценность имеют работы ученого по философии, литературной критике, истории литературы, письменные памятки: «Язык и искусство» (1895), «Этюды о творчестве И. С. Тургенева» (1896), «История русской интеллигенции» (1906 – 1911), «Теория поэзии и прозы: (Теория словесности)» (1923), «Воспоминания» (1923), «Литературно-критические статьи» (1989).