Херсонцу Александру Шумкову грозит 4 года лишения свободы – столько запросил брянский прокурор
20 ноября в Севском райсуде Брянской области продолжатся прениях сторон по делу херсонца Александра Шумкова, который в России обвиняется в участии в "Правом секторе". Как сообщает на своей ФБ-странице его тетя Людмила Шумкова, прокурор Владимир Минаков запросил для подсудимого четыре года общего режима. Ожидается, что на прениях выступят адвокат "Агоры" Роман Лызлов, защищающий Шумкова, и сам Шумков. Слушания по существу дела продолжаются с 27 июня. Процесс ведет и.о. председателя суда Виктор Рухмаков.
29-летнему жителю Херсона Шумкову, служившему в войсковой части №4067 в селе Чернобаевке Белозерского района Херсонщины, инкриминирована часть 2 статьи 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации), предусматривающая срок от 2 до 6 лет. Как утверждает обвинение, Шумков состоял в "Правом секторе" с 28 ноября 2013 года (дата создания движения) по 23 августа 2017-го и "длительное время" был охранником ее тогдашнего лидера Дмитрия Яроша. Последний факт, подчеркивается в деле, свидетельствует о "значительной роли обвиняемого" в «Правом секторе».
Как пишут Грани.ру, деятельность движения названа "направленной против интересов Российской Федерации и посягающей на ее территориальную целостность".
В реальности Шумков вышел из "Правого сектора" 1 ноября 2014 года, когда и перестал охранять Яроша. При этом Верховный суд России запретил деятельность движения в стране только 17 ноября 2014-го.
В числе других эпизодов дела упоминалось участие Шумкова в сентябре 2015 года в гражданской блокаде Крыма. Также ему инкриминировано участие в "ряде акций, направленных на устрашение жителей Херсонской области, митингующих против блокады Крыма и призывающих к восстановлению экономических и политических отношений с Россией".
Как утверждается, Шумков по собственной инициативе прибыл в Россию, скрываясь от уголовного преследования на родине, и прямо на погранпункте сообщил о членстве в "Правом секторе".
Основной свидетель обвинения в деле Шумкова – его бывший сослуживец Михаил Алланазаров, дезертировавший и получивший временное убежище в России. На Украине против Алланазарова открыты дела об оружии, наркотиках и самовольном оставлении войсковой части.
Кроме того, в суде были допрошены два секретных свидетеля. Свидетель под псевдонимом Иван Иванов отрекомендовался как бывший член Партии регионов и действующий помощник депутата Верховной рады Украины от Оппозиционного блока. Свидетель под псевдонимом Петр Петров назвал себя гражданином России, состоявшим в "Правом секторе" и привлекавшимся в России к ответственности по части 2 статьи 282.2 УК - той самой норме, которую вменили и Шумкову.
Сам Шумков вину отрицает. На допросе 5 октября он заявил, что служа в украинской армии, был дознавателем военной прокуратуры Херсонского гарнизона. В середине августа прошлого года, рассказал Шумков, с ним связался некто представившийся знакомым Алланазарова и предложил встретиться, чтобы рассказать о поставщике наркотиков в зоне АТО.
Встречу назначили в городе Бровары Киевской области. По словам Шумкова, они с информатором ездили в машине по городу, обсуждая детали намеченной операции. Далее информатор предложил Шумкову выкурить папиросу с марихуаной. Затянувшись, Шумков потерял сознание. Очнувшись, он увидел, что в машине находятся и еще некие люди, после чего вновь потерял сознание, а далее пришел в себя уже в России. Там 23 августа было официально оформлено его задержание; на связь с семьей он перестал выходить еще 17-го числа.
Ранее адвокат Фарит Муртазин, который работал по делу до Лызлова, иначе описывал "Центру журналистских расследований" ход событий. Муртазин заявлял, что на встречу с информатором Шумков выехал не в Бровары, а к российской границе. В дороге солдат остановил машину и задремал – тогда в салон ворвались несколько неизвестных и оглушили Шумкова ударами и током из электрошокера. Очнулся Шумков уже в России.
Первоначально Шумков дал признательные показания; зачитав на видео заранее подготовленный текст. Выступая 5 октября в процессе, он пояснил: "Это была полная прострация, абсолютный стресс и шок, когда я понял, что нахожусь в руках ФСБ. Мне давали подписывать какие-то документы под предлогом, что если быстрее подпишу, то меня быстрее обменяют на военнопленных, которые находятся в Украине, а если не подпишу, то живым не вернусь. Я в тот момент не до конца в себя пришел". К даче таких показаний его склоняла и назначенный адвокат Инна Иванцова.
На заседании 18 октября Шумков указал: "Все мои действия в национально-освободительном движении "Правый сектор" были совершены на территории Украины, и они не были направлены против интересов РФ. А если сторона обвинения усматривает в этом угрозу интересам РФ, то таким образом мы делаем логичный вывод, что в моем деле Россия доказывает свое геополитическое присутствие и свою агрессию на территории Украины".
Прокурор Минаков напомнил, что "Правый сектор" в России запрещен. "Но я участвовал в "Правом секторе" на территории Украины, а на территории РФ я ни одного дня не провел на свободе, - возразил Шумков. - Вывод - Верховный суд РФ запретил деятельность "Правого сектора" по всему миру?"
В прокуратуре Херсонского гарнизона отрицают, что Шумков был их коллегой. После его исчезновения это ведомство открыло против него дело о дезертирстве. Сообщалось также, что еще в июне 2017-го в Херсонский горсуд были переданы обвинительные акты по возбужденным против солдата делам о незаконном хранении пистолета, патронов к нему и психотропных веществ.