Аграрии Херсонщины могут сесть за решетку: полиция проводит масштабные проверки хозяйств
Борьба с нашествием мышей на полях для некоторых из аграриев Херсонщины может закончиться скамьей подсудимых. Полиция области решительно настроена исправить ситуацию с отравлением краснокнижных птиц.
Об этом пишет “Голос України”.
Владельцы и арендаторы земельных паев сплошь и рядом экономили время и деньги: не сыпали отравленную приманку в норки с помощью специальных совочков, а щедро разбрасывали ее полями прямо с тракторов. Потом это пропитанное химикатами зерно ели смирные птицы, а ими питались хищники. В итоге имеем более 2 тыс. погибших огарей, крякв, серых журавлей, желтоносых мартынов, грачей, канюков и орланов. И 25 заявлений в полицию об отравлении пернатых на территории биосферного заповедника Аскания-Нова.
В Главном управлении Национальной полиции в Херсонской области сообщили: только в Каховском районе проверили 52 фермерские хозяйства. В части из них обнаружили препараты с действующим веществом бродифакумом едва ли не менее ядовитым фосфидом цинка, которые в зоне сезонной миграции птиц одинаково опасны как для грызунов, так и для самих птиц.
Напомним, что на полях вокруг Аскании-Новой запретили использовать родентицид бродифакум.
— Соответственно, владельцы яды могут сесть на скамью подсудимых по обвинению в загрязнении или порче земель сельхозназначения с тяжкими последствиями (часть 2 статьи 239 УК Украины). А это — от двух до пяти лет лишения свободы. Но самые суровые приговоры только тогда будут иметь надлежащий воспитательный эффект, когда рядом с фермерами места на той скамье займут чиновники из бывшего Минэкологии и Госпродпотребслужбы, которые давали разрешение на ввоз в Украину опасных препаратов и не контролировали должным образом их использование, — говорится в материале.
Лишь сейчас заговорили о том, что буферные зоны заповедных земель, используемых для выращивания зерна, нужно делать территориями, чистыми от всякой “агрохимии”. Но ученые и такие инициативы считают лишь полумерами.
— Буферная зона заповедника Аскания-Новая шириной полтора километра. Но ее очистка от химикатов не будет эффективной: ведь те самые краснокнижные серые журавли летают кормиться за 40-45 километров. Такое расстояние и они, и многие другие пернатые преодолевают легко. Ограничивать использование токсичных препаратов нужно в масштабах государства, а не в буферных зонах, — твердо убежден директор заповедника Виктор Гавриленко.
В заповеднике Аскания-Нова подсчитали: ущерб, нанесенный окружающей среде из-за гибели отравленных птиц, уже превысил 7 млн грн. Но это ничто по сравнению с теми репутационными потерями, которые уже понесла и еще понесет государство. Ведь Украина подписала ряд конвенций и соглашений, обязавшись охранять дикую природу, редких птиц и животных. "Экоцид" на Херсонщине — прямое доказательство того, что эти обязательства перед международным сообществом не выполняют.
И выбор у нас на самом деле очень ограничен: либо попасть под санкции, или менять отечественное законодательство так, чтобы оно стало надежной системой защиты живого.