Житель Житомира остался, мягко говоря, недоволен отдыхом в Лазурном
«Автор этой заметки побывал в нескольких приморских городках Херсонской области и, кажется, вывел формулу, по которой развивается (хотя это слово вряд ли подходит к украинским пляжным курортам) их инфраструктура», - об этом пишет Виктор Бакальчук в «Житомирском Курьере»:
«Предвижу реплики, вроде: «В стране война – а он о курортах беспокоится». Парирую: «Так, что: забросить страну, которая состоит и их курортов тоже, и заниматься только войной?! Тогда страну потеряем наверняка ».
Пожалуй, каждый украинский приморский населенный пункт зарабатывает деньги на любителях недорогих солнца и моря, так, как у него это получается, не опираясь на несуществующую общегосударственную доктрину развития.
Но наспех сколоченные киоски с безделушками, пахлава медовая и кукуруза сахарная у разносчиков, пиво с таранькой в палатках, а также практически полное отсутствие туалетов на пляжах – универсальные черты всех без исключения украинских морских курортов. А еще – задворки…
Скажем, в тех же Турции и Египте, перед тем как начать возводить отель или даже отельчик, строятся подъездные пути, подводятся коммуникации. Как только стройка закончена: вывозится мусор, настилается газон, высаживаются пальмы, выкладываются плиткой дорожки, которые только что были подъездными путями, и – добро пожаловать!»
Типичная ситуация с украинским приморским курортом такова: местный житель превращает свою усадьбу в постоялый двор для отдыхающих, а что происходит за забором, его ни разу не волнует. И получается, что все, что находится за границами двора, приобретает статус задворков.
Так, например, кто-то богатый и рисковый построил в поселке Лазурное Херсонской области отель с претензией на звездность. Вот только, ступив за территорию этого отеля, вы рискуете влипнуть в кучу мусора или вонючую лужу (на фото). Может, и найдется сумасшедший, готовый платить 100 баксов в сутки за такой «курорт», но на планете есть намного более привлекательные места за $100 в сутки (в которые входят перелет, трансфер до отеля и полный пансион).
В целом же генезис приморских курортов идет в трех направлениях. Первое – донашивают «догнивающий совок», не инвестируя в него ни гроша. То есть, не вкладывая ни копейки в полузаброшенные санатории и базы отдыха почивших в бозе гигантов социалистической индустрии, сдают койко-места в них нетребовательным любителям моря и зарабатывают на этом за два пляжных месяца неплохую денежку.
В Лазурном яркий тому пример – база отдыха «Нафтовик», где даже скамейки в бывшем парке не удосужились покрасить да клумбу прополоть… Печальным свидетельством былого величия «Нафтовика» является в прошлом потрясающая аллея, ведущая к морю. Теперь – это просто занесенная песком дорожка из ниоткуда в никуда. А рядом – трагикомичная железобетонная зебриха с железобетонным же зебренком среди степных колючек… Такого «догнивающего совка» в приморских поселках и городка еще очень много, может даже, больше половины всех койко-мест.
Второе, более продуктивное, направление в генезисе приморских курортов – превращение частных подворий в базы отдыха и пансионаты. Есть даже с бассейнами. Но все, что за пределами этих подворий, – заваленные мусором пыльные задворки. Какие там пальмовые аллеи и газоны! И это не только плохо, но и стыдно. Хозяин подворья как бы говорит: «Чихать я хотел на все, что за забором!» Но ведь, если бы он уплатил налоги, а их не раздерибанили б, а пустили на благоустройство и элементарную уборку мусора, конфеткой мог бы стать приморский поселок. Сейчас же Лазурное встречает отдыхающих развалинами дощатой будки с надписью «номера у моря», мусорной кучей у таблички с надписью «интернет» и уже упоминавшимися железобетонными зебрами (смотрим фото).
Третье направление – инвестиции. Оно почти не работает. Правда, в том же Лазурном открылся этим летом первый отель, похожий на заграничный, но для кого – непонятно, поскольку вокруг него – одни задворки.
Что в Лазурном ну просто потрясает – пляж из белого кварцевого песка, широченный и длиннющий, в несколько километров. И волейбольные площадки есть на нем, и «грибочки» от солнца, и всякое такое… Туалетов нет. И поэтому минеральный и органический состав воды возле пляжа наверняка существенно отличается от воды в остальном Черном море. А все, что за пределами пляжа, — все те же грязные и плохо пахнущие задворки.
Причина этого лежит на поверхности – отсутствует государственная стратегия развития курортов в Украине. Не было ее и раньше. Не было ее никогда. Было лишь желание тех, у кого появились соответствующие возможности, оттяпать для себя кусок приморской землицы, чтоб превратить ее в деньги. В том же Лазурном наиболее аппетитные участки возле моря зарастают бурьяном. Местные говорят, что в свое время их приватизировали прокуроры и тому подобные, с тех пор участки эти лишь продаются да перепродаются…
Итак, коррупция, отсутствие стратегии развития курортов и отсутствие желания у жителей приморских городков вкладываться в развитие их инфраструктуры окружили пляжи черноморского и азовского побережий Украины поясом задворков. Символичны и «ворота» курортной Херсонщины – Чернобаевка, где останавливаются практически все, кто едет к морю. Вереница гнилых киосков-развалюх на автостоянке для путешественников и дальнобойщиков, за которыми – «минное поле» из испражнений по причине отсутствия туалетов на автотрассе…
…Рассматривая женские фигуры в бикини на пляжах Херсонщины, автор этой заметки совершил фундаментальное открытие: закон рычага распространяется и на женские тела тоже. Так, в соответствии с законом рычага, чем длиннее одно его плечо, тем больший вес способно поднять другое, короткое. Экстраполируя этот закон на женскую фигуру (без избыточного веса), получаем: чем выразительнее ягодицы женщины – тем меньше ее бюст и наоборот. Правда, иногда бывают и счастливые исключения. Но на то они и исключения, чтобы бывать иногда…»