Возвращение в будущее: в Херсоне завершился урбанистический форум
Гостиницы “Фрегат” и “Бригантина”, здания речморвокзала, порта-элеватора, издательства “Надднепрянская правда”, киноконцертного зала “Юбилейный”, Главпочтамта, аэропорта “Херсон”, областной библиотеки им. Олеся Гончара. “Оживить” эти и другие объекты, придать им новое значение и вписать в нашу архитектурного наследия прошлого века попытались участники художественно-урбанистического форума “Херсонский модернизм: назад в будущее”.
К продвижению самых ярких объектов Херсона присоединились студенты и архитекторы, художники и дизайнеры. Итогом этого стала финальная выставка участников форума 19 сентября в креативном пространстве, расположенном в здании завода “Электромаш”, что также является объектом модернизма. На ней представили несколько фотопроектов, “темпоральную” скульптуру молодого архитектора Татьяны Кладковой, брендовую продукцию и анонсировали экскурсию, посвященную Херсонскому модернизму. Ничего подобного в Херсоне еще никогда не было!
— Все фотопроекты выполнены в совершенно разных техниках и с разным видением модернистской архитектуры. Объединяет их одно — мера “архитектурных вещей” — человек. Монохромная серия Станислава Остроуса демонстрирует нам Потерянный рай, ранимость телесности и брутальность бетона. Ли Белецкая сняла хипстерский проект о шести ярких объектах Херсонского модернизма. Особо хочу отметить звездную модель ее работ, Артура Сумарокова, который “расщепил” себя на 6 разных персон – от Ги Дебора до Призрака Карла Маркса. Но самым пронзительным у него получился Олесь Гончар и его “интимный дневник”. А серия Дениса Максимова выросла из его неприятия этой архитектуры, отвращения к ее “серости”. Молодые люди, которых мы видим на работах Дениса, удивительным образом смогли изменить эти бетонные сооружения цветной “мультипликацией” собственных тел, таких же призрачных и уязвимых перед жестокостью времени и среды, — рассказала куратор выставки Юлия Манукян.
По словам архитектора и руководителя проекта “Херсонский модернизм: Назад в будущее” Андрея Луцика, благодаря этому форуму они пытались привлечь внимание общественности и властей к архитектурному наследию 1920-1990-х годов.
— Не случайно модернизм как стиль в архитектуре возник после Первой мировой войны, после того стресса, который уничтожил все старое и пытался создать что-то новое. Тогда изменились элиты, возник спрос на другое, массовое искусство. В том числе в архитектуре. В первые годы советской власти модернизм стремительно развивался как революционный стиль. Но потом быстро свернулся и был запрещен с 1932 года на долгие три десятилетия. Лишь в 1960-х он возродился в условиях изоляции СССР от внешнего мира. Через свои специфические черты он получил название «советского модернизма, — пояснил он.
Для своих исследований авторы проекта отобрали 12 объектов. Одним из самых уникальных для Херсона они называют отель “Фрегат”.
— Его построили по индивидуальному проекту, на который наши, херсонские архитекторы потратили много сил и энергии. Интересное здание "Юбилейного". Похожее есть также в Харькове, по которому строили ККЗ в Херсоне. Эти и другие объекты никак не охраняются. Некоторые из них уже разрушены, некоторые под угрозой разрушения. Ведь все они соответствуют строительным нормам своего времени и сейчас обслуживать их значительно сложнее. Поэтому у их владельцев возникает соблазн все перестроить, из-за чего очень скоро мы их можем не узнать.
К сожалению, наш город в этой сфере не имеет четкой политики, поэтому ее диктуют инвесторы, рынок. И сам Херсон на наших глазах превращается в рынок, базар. Жаль, что мы строим объекты по логике базара, — добавил Андрей Луцик.
— Мы шутили между собой: “периферия должна пошуметь, чтобы нас услышала столица”. И мы очень рады, что эта “шумиха” набирает обороты, — подытожила Юлия Манукян.
— Созданная в рамках проекта страница херсонского модернизма в Фейсбуке приобрела популярность, на самом форуме нам удалось объединить очень многих людей. И это совпало во времени с активизацией вопроса сохранения наследия ХХ века в Министерстве культуры, которое анонсировало обновление и дополнение реестров памятников и начало кампании по их исследованию и защите на государственном уровне. Ведь за каждым этим объектом — своя интересная история.